Выстрел дробью. Новая революция в русском биатлоне
В российском биатлоне вновь появится главный тренер - в ближайшее время новым наставником сборной станет немец Рикко Гросс. Вячеслав Самбур – о том, что будет дальше со сборной.
Русский биатлон живет революциями – здесь в последние годы мало что случается плавно и планово. Чаще по необходимости, стихийно, в спешке – старые ошибки не исправляются, а замещаются новыми, и вскоре установленный порядок приходится обрушать и изобретать что-то другое.
После вчерашних назначений очевидно: революция весны-2015 – самая масштабная в истории. В ближайшие недели через серию рискованных экспериментов сборная России примет небывалый облик. И что ее ждет дальше – не знает никто.
Что случилось?
1) Сформированы четыре группы подготовки – А и Б у мужчин, А и Б у женщин. Такое вроде бы уже проходили? Да, но президент СБР Александр Кравцов рассматривает группы как взаимозаменяемые. Что ж, значит можно говорить именно о параллельности и равноправии, а не об отношениях основы и резерва.
2) Управлять этими отрядами будут 9 тренеров, плюс главный, плюс еще один, с которым пока не подписан контракт. Лишь двое из всех сохранили должности по сравнению с прошлым сезоном – остальные либо повышены, либо передвинуты, либо приглашены со стороны.
3) В одну из групп будет включен специалист из-за рубежа – четырехкратный олимпийский чемпион Рикко Гросс, которому будет помогать с переводом олимпийский чемпион Александр Попов. Белоруса, родившегося в Тобольске, отлично знает тюменский тренер Максим Кугаевский: резюме Попова солидное; правда, как говорят, с Клаусом Зибертом у него были разногласия.
Статус Гросса не позволяет сомневаться: он нужен для чего-то серьезнее, чем консультации по стрельбе или технике хода. Такая вот ирония: второго тренера-иностранца в истории отечественного биатлона подписали те, кто не одобрил назначение первого.
Александр Попов будет помогать Рикко Гроссу. Фото biathlonrus.com
4) Три года спустя возвращена в оборот фигура главного тренера. Любопытно, что курировать многочисленные группы станет Александр Касперович – специалист, недавно не удержавший под контролем 10-12 спортсменов. Еще любопытнее, что в должности он сменит «исполнявшую обязанности» Ольгу Зайцеву, которая пробыла на посту два с половиной месяца и, разумеется, ничего не исполняла.
Много групп и тренеров – это хорошо или плохо?
У России небогатый опыт осмысленного дробления команды на фрагменты – такое случилось лишь в предсезонку перед Олимпиадой в Сочи. Все тренеры, работавшие тогда, оценивают эксперимент негативно: стало больше путаницы, в том числе с отбором, выросло напряжение, проявилось соперничество, вспыхнули открытые конфликты.
Сейчас групп будет больше, чем тогда. И больше, чем заявленные четыре. Никуда не денется бригада Крючкова. Единственная в команде чемпионка мира Екатерина Юрлова продолжит подготовку с Хованцевым. Еще не решен вопрос по Вилухиной, которая хочет работать с Королькевичем и которую отговаривают от этого.
Александр Касперович (справа) номинально пошел на повышение и стал главным тренером. Фото biathlonrus.com
Будет ли комфортно всем специалистам и спортсменам при такой разобщенности? Александр Кравцов, которому через Касперовича предстоит управлять этим сложным механизмом, заявляет о карт-бланше тренерам. Хотя действия указывают на обратное: параллельные группы создают как раз тогда, когда нет ни определенности, ни понимания способностей людей, ни обоснованного доверия к чьей-то методике.
Приток молодых тренеров – это хорошо или плохо?
Единственный вроде бы понятный и логичный ход в свежих реформах – омоложение тренерского состава. Впервые за долгое время среди специалистов нет никого старше 60 лет, зато есть многие, кому не исполнилось 40.
Но это омоложение – отчасти искусственное, не продиктованное заслугами: скажем, Евгений Пылев и Павел Ланцов, поставленные сейчас на женскую группу Б, в прошлом сезоне провалили работу, натренировав резервисток так, что в основу не перешел никто, а концовку зимы многие вяло докатывали на Кубке России. Разумно ли было их повышать? А если это и есть тот самый карт-бланш, то разумно ли давать его тем, кто пока еще ни в чем не убедил? Это касается не только Пылева с Ланцовым.
Почему все это вообще случилось?
Традиционной весенней карусели можно было избежать, если бы боссы русского биатлона действовали более чутко и предусмотрительно зимой: удерживай Королькевича – раскалывать женскую сборную бы не пришлось; вовремя гаси конфликт между Касперовичем и бунтарями – мужская команда тоже осталась бы нетронутой; не устраивай нелепый спектакль с назначением Зайцевой – теперь не понадобились бы фокусы-перестановки.
Ольга Зайцева ждет ребенка и не будет изучать конспекты «вхождения в должность главного тренера». Фото biathlonrus.com
Все текущие перемены – не результат следования какой-то стратегии, а лишь попытка выйти из положения, которое, в общем, и создалось из-за странных действий руководства СБР. Попытка радикальная и почти отчаянная – и если выбранная схема вдруг не сработает, то с трудом представляется, какую еще революцию можно будет придумать.