«К черту экономию топлива». Что не так с болидами «Формулы-1»
Заезд Мартина Брандла за рулем боевой машины «Форс-Индии» в Сильверстоуне, который состоялся в рамках репортажа Fox/Sky, дал ответ на вопрос, возникший после дебюта 17-летнего Макса Ферстаппена.
Конечно, Брандл — экс-гонщик «Формулы-1», возможно, недооцененный в свое время (помните, именно он пытался бороться Айртоном Сенной в «Ф-3»), но его мнение и реакция требуют уважения. В свои 50 лет, несмотря на восхищение соотношением мощности и веса машины, он выглядел довольно уверенно на трассе. В действительности, комментируя этот заезд, Мартин назвал пилотирование простым с физической точки зрения. Да, было несколько сложных моментов, да, он допустил ошибку и врезался в барьер безопасности, но, учитывая, относительно короткий период времени за рулем, Брандл чувствовал себя расслабленным.
Теперь перенесемся в квалификацию в Испанию. Какую аномалию мы получили? «Ноев ковчег» — в итоговом протоколе машины каждой из команд оказались рядом. Да, Кими Райкконен и Фелипе Масса стали исключением, но превосходный анализ эксперта в трансляции — в этот раз Энтони Дэвидсона — выявил их ошибки. Когда стартовая решетка получается настолько ранжированной, то либо это значит, что в каждой команде выступают одинаково талантливые гонщики, практически равные по скорости, либо очень легко добиться предела и отыграть одну-две десятых секунды. Я склоняюсь ко второму варианту.
Следовательно, напрашивается вывод: гонщик должен быть компетентным, но необязательно выдающимся, чтобы добиться предела возможного от современной машины «Формулы-1».
Да, как отметил Брандл, приходится выполнять много действий — на руле много кнопок, параметров настроек, в том числе за счет электрической энергии меняется мощность двигателя, но в значительной степени это можно сравнить с действиями пилота авиакомпании.
День за днем бывшие гонщики (нынешние предпочитают лишний раз не жаловаться, так как заинтересованы в сохранении рабочего места) говорят, что болиды должны стать быстрее и сложнее в управлении. На прошлой неделе к этому хору присоединился Марк Уэббер.
Доказательств достаточно. Современные машины «Формулы-1» слишком просты в управлении. Даже при виде с бортовой камеры пилотирование выглядит гладким и контролируемым.
Если хотите получить другое впечатление, посмотрите на Youtube невероятный квалификационный круг Айртона Сенны в Монако в 1988 году или что-нибудь подобное из той эпохи.
Никто не говорит, что «Формула-1» должна вернуться к педали сцепления и механической коробке передач. Но для управления машиной на пределе должны требоваться развитая координация и, конечно, храбрость, а не игра с тумблерами.
Одним из предложений является увеличение мощности двигателя до 1000 л.с. Это один из нескольких вариантов, которые заслуживают доверия. Машины и трассы в настоящее время достаточно безопасны, чтобы избежать сложностей.
Не нужно возвращения к V8 или стандартным двигателям. Простой и менее дорогостоящий способ — увеличение допустимого расхода топлива. К черту экономию — понятие «силовая установка» интересует только технологических фриков — давайте просто удвоим скорость потока топлива, повысим емкость топливного бака и сосредоточимся на гонках. Одновременно решилась бы проблема со звуком, а точнее, его отсутствием. После этого пилотирование машины «Формулы-1» вновь будет отличать мальчиков от мужчин.