А.Вятчанин: Не могу дальше мириться с людьми из федерации
— Аркадий, чем продиктовано ваше решение отказаться от дальнейших выступлений за Россию?
— Я бы даже не задумался об отказе, если бы не ряд поступков со стороны руководства федерации плавания. Я не готов продолжать работать с людьми, которые, например, попрекают меня зарплатой, которую я получаю как член сборной, — словно они платят ее мне из собственного кармана. Не готов сотрудничать с главным тренером Анатолием Журавлевым, который сначала на исполкоме федерации обещает принести публичные извинения, а потом в интервью заявляет, что мое "воспитание" прошло удачно. Я вспоминаю 2011 год, когда меня с мамой, которая тогда была моим тренером, насильно загоняли на сборы, которые только вредили моей форме. Причем я уверен, что делалось это специально. С тех пор, кстати, я больше на общие сборы не езжу. В общем, накопилось очень много системных факторов в нашей федерации, с которыми я просто не могу дальше мириться.
— Последней каплей стала история с вашим участием в Кубке страны в Казани, куда вас сначала не хотели допускать, а затем решением исполкома в последний момент все же разрешили стартовать?
— Уже по ходу Кубка России я понял, что как российский спортсмен больше ничего не могу предложить сборной команде.
— Президент Всероссийской федерации плавания Владимир Сальников считает, что на самом деле вы решили сменить страну, еще когда тренировались в США, и ждали, что вас вообще не допустят стартовать в Казани?
— Это не так. У меня был выбор: я мог остаться в Америке, выступить на соревнованиях там и вообще не приезжать в Казань. Но я здесь, потому что надеялся на здравый смысл в руководстве. Его проблески были на исполкоме, когда меня допустили до стартов. К сожалению, затем продолжения не последовало.
— Как теперь быть с новым регионом, за который вы выступаете, — Тюменью, которую вы в первый и, получается, последний раз представили на соревнованиях именно в Казани?
— Я благодарен Тюмени за поддержку. До них такого по отношению ко мне не делал никто. Буквально сегодня я вылетаю туда, чтобы уладить все вопросы. Это, кстати, лишний раз доказывает, что заранее прекращать выступать за Россию я не планировал. Иначе решение сменить регион, за который я выступаю, буквально накануне подобного заявления выглядело бы, мягко говоря, необдуманным.
— Вы допускаете, что руководство Всероссийской федерации плавания еще может предпринять шаги, после которых вы передумаете?
— Нет. Я довольно быстро все решил, но при этом хорошо обдумал.
— Семья вас поддержала?
— Да, супруга всегда на моей стороне, как и ее часть семьи. Мои собственные родители также стараются с пониманием отнестись к такому решению.
— У вас уже есть варианты, за какую страну продолжить выступления?
— Варианты есть, и выбор у меня будет. Это не будет безальтернативное решение.
— США входят в число этих вариантов?
— Без комментариев.
— Насколько принципиальным для вас было попрощаться со сборной России именно на победной ноте, выиграв дистанцию 200 м на Кубке страны?
— Нет, это получилось как-то само собой. Хотя я показал на 200-метровке слабый для себя результат, его все равно хватило для победы. Пожалуй, это говорит только о том, что уровень нынешнего российского плавания на спине не самый высокий.
— Владимир Сальников считает, что ваш уход не станет большой потерей для сборной. Вы действительно видите на подходе множество перспективных молодых спинистов?
— Спорт не стоит на месте, всегда были и будут ребята, которые стремятся встать на место нынешних лидеров. Это естественный процесс, молодежь нужно только поддерживать и бережно вести до самого высокого уровня. Незаменимых не бывает.
— Вы продолжите общаться с теперь уже бывшими товарищами по сборной России?
— Естественно. Контакта с российским плаванием я не потеряю. Более того, если кому-то из наших ребят понадобится мой совет теперь уже как специалиста или просто старшего товарища — я всегда готов.
— Теперь вы наверняка пропустите летний чемпионат мира в Барселоне. Нет опасений, что в ваши 29 лет восстановиться и вернуться после такого перерыва будет крайне сложно?
— Ну, я же все равно продолжу тренироваться, перерыва непосредственно в работе в бассейне не будет. Конечно, пропускать чемпионат мира психологически тяжело. Но я понимаю, на что иду. Моя главная цель — все же Олимпийские игры-2016, а не Барселона.