В.Балахничев: В России не занимались подготовкой резерва и тренеров
Президент Федерации легкой атлетики Валентин Балахничев в эксклюзивном интервью "РБК-Спорт" дал оценку состоянию российской сборной перед предстоящим Чемпионатом мира по легкой атлетике, который пройдет в августе на московском стадионе Лужники.
- В каком состоянии находится сейчас наша сборная?
- Команда закончила свое формирование. 29 числа у нас был дедлайн, до которого мы могли внести изменения в состав команды. В целом, сборная находится в неплохом состоянии, учитывая то, что ребята прошли отборочные соревнования на Чемпионате России, а также прошли другие турниры, включая командный Чемпионат Европы, Чемпионат Европы среди молодежи и Универсиаду. Так что, в целом, состояние команды удовлетворяет. До мирового первенства есть почти две недели, 10 числа начинаются соревнования, и идет подготовка. Основная масса ребят будет готовиться в Новогорске в Федеральном центре сборных команд, часть дома и часть в Кисловодске.
-То, что сборная готовится в разных местах, не скажется на результате?
- Ничего особенного в этом нет.
- С какими спортсменами и дисциплинами связаны основные ваши ожидания?
- В первую очередь, с теми видами, которые проявили себя на Олимпиаде в Лондоне и, естественно, на Универсиаде в Казани. Конечно, не только нам, но и всем будет интересно, как выступят Леночка Исинбаева, Таня Лысенко - олимпийская чемпионка по метанию молота. И, конечно, те спортсмены, которые не очень удачно выступили на Олимпиаде. Чемпионка мира по метанию копья Маша Абакумова, например. В целом, наш женский состав сильнее, чем мужской, это было всегда.
- С чем это связано?
- Так было и в Советском Союзе. Наверное, это больше социальный фактор, который связан с Великой отечественной войной, когда погибло много мужчин. С другой стороны, сказались и трудные девяностые, когда у нас не было средств на подготовку спортсменов, государство этим не занималось. Ну, и другие виды спорта, тот же футбол, который я, так же как и большинство людей, очень люблю, уводит огромное количество детей. В стране много футбольных школ, которые привлекают к себе детей, и они не идут в легкую атлетику. Но даже если брать ситуацию по стране с учетом самых популярных видов спорта, то даже в Москве не хватает спортивных школ. Тем не менее, наша работа дала свои результаты, и в последние годы интерес к легкой атлетике у детей и мальчиков, в частности, вырос скачкообразно. Это произошло потому, что мы не бросали работу по внедрению спорта в общеобразовательные школы.
- Тем не менее, сложно поверить, что на предстоящем Чемпионате мира мужская сборная останется без медалей.
- Несколько ребят, конечно, смогут "протащить" команду. По крайней мере, Дмитрий Тарабин в метании копья – новая звезда, молодой спортсмен по возрасту. Александр Миньков в прыжках, много других ребят можно назвать. Сейчас все они тренируются, некоторые были травмированы, поэтому выступали в этом сезоне не очень успешно. Сергей Моргунов, например, чье выступление на Чемпионате мира под большим вопросом. Юра Борзаковский тоже готов к выступлениям, но сможет ли он наравне соревноваться с очень высокими мастерами, трудно сказать. В принципе, нагрузки у команды очень большие, но выносливость на высоком уровне.
- Существует ли дефицит молодых спортсменов в легкой атлетике? Как проходит ротация?
- Дело в том, что ротация – это общее название механического движения, которое в спорте не присутствует. Ротация зависит от того, как подготовлен тренерский штаб, и в каком регионе тренируется спортсмен. Там, где хорошо поддерживается спорт, есть из кого выбирать. А в субъектах, где руководство безразлично относится к спорту, естественно, ничего хорошего не возникает. Там спортсмену и тренеру приходится искать другие регионы, где к легкой атлетике относятся лучше, и переезжать. А в целом, могу сказать, что в стране не прилагалось много усилий для подготовки системы физрезерва, как это было раньше, и особенно системы повышения квалификации тренеров. В Федеральных центрах подготовки тренеры делятся опытом, а работа в субъектах ведется несколько слабее. Буквально на днях мы общались с Виталием Леонтьевичем Мутко и говорили о том, что 19 спортивных вузов по всей стране должны и будут заниматься этим вопросом. Так что отбор молодежи в сборную проводится через систему детских и юношеских соревнований на всех уровнях. В легкой атлетике календарь этих мероприятий на международном и европейском уровне очень поддерживает молодых спортсменов.
С другой стороны, если сравнить ситуацию с той, которая была в СССР, то в той же беговой программе количество марафонов сейчас намного меньше. Мы только-только возвращаемся к той, старой, но проверенной временем эффективной системе подготовки бегунов.
- В конце прошлой недели обсуждали этот вопрос в рамках создания программы развития легкой атлетики по подготовке к следующим Олимпийским играм. И у нас, с учетом выступлений в этом сезоне соревнований, была поставлена задача – шесть золотых и пятнадцать медалей в сумме. И это серьезная задача, учитывая высокую конкуренцию.
- А кто основные конкуренты?
- Говорить о том, какая страна является нашим конкурентом в легкой атлетике, было бы не очень правильно. Наверное, следует говорить о том, кто является нашими конкурентами по каждому виду спорта. Допустим, в беговых дисциплинах основными соперниками являются Эфиопия, Кения и спортсмены которые переехали из этих стран в европейские государства – Норвегию, Германию Англию - и выступают за их сборные. В прыжковых видах спорта появилось много талантливых ребят из США и европейских стран, куда пришли ребята из Африки. Поэтому в одном виде спорта у нас появилось от трех до пяти серьезных конкурентов. И мы ждем серьезную борьбу.