Спорт
Футбол Лига чемпионов УЕФА Монако Барселона 1 4,7 x 4,4 2 1,7 Футбол Россия. Кубок Химки Локомотив Москва 1 4,45 x 4,15 2 1,68 Футбол Россия. Кубок Спартак Москва Крылья Советов 1 1,42 x 4,7 2 7,5 Футбол Лига чемпионов УЕФА Аталанта Арсенал Лондон 1 4,3 x 3,95 2 1,85 Футбол АПЛ Кристал Пэлас Манчестер Юнайтед 1 2,7 x 3,75 2 2,36 Футбол Российская Премьер-Лига Акрон Тольятти Краснодар 1 4,9 x 3,8 2 1,68 Футбол Российская Премьер-Лига Зенит СПб Факел 1 1,19 x 7 2 14 Футбол Российская Премьер-Лига Рубин Казань ЦСКА Москва 1 3,5 x 3,45 2 2,07 Футбол Российская Премьер-Лига Химки Оренбург 1 2,18 x 3,6 2 3,1 Футбол Российская Премьер-Лига Ростов Динамо Махачкала 1 1,51 x 4,2 2 6,2 Футбол Российская Премьер-Лига Спартак Москва Динамо Москва 1 1,91 x 4 2 3,6 Футбол Российская Премьер-Лига Нижний Новгород Локомотив Москва 1 5,4 x 4,2 2 1,57 Футбол Российская Премьер-Лига Ахмат Крылья Советов 1 2,13 x 3,6 2 3,15
Футбол ,   Эксклюзив

Антон Фетисов — РБК Спорт: «С Федуном и Заремой легче, чем с силовиками»

Бывший глава медиадирекции «Спартака» (с 2020 по 2021 год) в интервью «РБК Спорт» рассказал о работе с Борисом Грызловым, взаимоотношениях с Леонидом Федуном, работе над реформами российского чемпионата и сложностях с Заремой Салиховой
Фото: Антон Фетисов (global look press)
Фото: Антон Фетисов (global look press)

Приход в «Динамо» и уход к Борису Грызлову

— Как человек, который работал в команде Бориса Грызлова, оказался в футболе?

— С Борисом Грызловым я работал три года, с 2003 по 2006 год. Но футбол в моей жизни появился за год до этого.

— И как же?

— Я сотрудничал с одним PR-агентством, и меня позвали в футбольный клуб «Динамо» в качестве пресс-атташе.

— В руководство клуба входили представители силовых структур?

— Да, в центральный совет входят руководители разных силовых ведомств. Борис Грызлов, тогдашний министр МВД, был одним из них. После работы в «Динамо» пришла как раз команда из «Спартака». Инвестор, с которым мы работали, ушел, и мне было предложено продолжить работу на выборах в Госдуму 2003 года.

— О твоей работе в «Динамо» практически ничего неизвестно.

— Мне тогда было всего 23 года. Я только начинал свою карьеру. Конечно, «пошуметь» тогда не удалось, но я получил одно из основных качеств хорошего коммуникатора — навык публичных выступлений. Я вел послематчевые пресс-конференции, работал со СМИ и занимался ивентами с болельщиками. В общем, это была достаточно узконаправленная работа.

— С кем работалось легче: с силовиками или с Леонидом Федуном и Заремой Салиховой?

— Конечно, с Федуном и Заремой.

Зарема Салихова — супруга владельца «Спартака» Леонида Федуна. Весной 2021 года она вошла в совет директоров клуба, но через 18 дней его покинула, не согласившись с критериями, по которым клуб назначал в том числе главного тренера команды Руя Виторию. В декабре 2021 года Витория покинул клуб.

— Почему?

— В «Спартаке» древо принятия решений было максимально коротким. Минимум согласований. А в «Динамо», например было такое: руководство как-то очень долго занималось сносом старой базы и никак не начинало строительство новой. Я придумал идею: болельщики проведут субботник, помогут в разборе строений и возьмут себе на память сувениры. Такая акция требовала длительного процесса согласования. Там суперконсервативный стиль управления. Мне кажется, сейчас нечто похожее происходит в «Локомотиве». Могу ошибаться, но, по ощущениям, там нужен миллион согласований, прежде чем пресс-атташе или директор по коммуникациям выйдет и что-то скажет.

Фото: Антон Фетисов (Фото: Александр Ступников)
Фото: Антон Фетисов (Фото: Александр Ступников)

Как попал в «Спартак»

— Как вы попали в «Спартак»?

— В «Спартак» меня порекомендовали знакомые из PR-агентства, у которых большой нетворкинг. Я не знаю, кто напрямую обращался к ним, но инициатива исходила от Заремы Равильевны, и соответственно, ей порекомендовали шорт-лист кандидатов. Она проводила первичный отбор, который на финальном этапе согласовывал Леонид Арнольдович.

— Сколько собеседований ты прошел, что спрашивали?

— Конкретных вопросов не вспомню. Собеседований было три-четыре. В основном интересовались, каким я вижу выстраивание коммуникационной стратегии. Наверное, в тот момент и мне, и нанимающей стороне было важно понять, насколько совпадают наши взгляды. На этапе переговоров сделал пару презентаций. Процедура отбора была достаточно профессиональная и дотошная.

Федун объяснил решение исполкома РФС пока не расширять премьер-лигу
Футбол
Леонид Федун

— Стратегия заключалась в максимальной открытости?

— Да. Мы рассматривали разные каналы коммуникации. У меня был опыт подготовки компании к IPO. А когда компания готовится выйти на биржу, она должна соответствовать определенным международным стандартам. Так вот, максимальная информационная, финансовая и юридическая открытость — три кита, которые, в частности, говорят о готовности компании выходить на биржу.

— Когда ты работал в «Спартаке», тема IPO поднималась, но заглохла.

— Если речь [шла] о передаче клуба болельщикам, то не соглашусь. Тема стихла до моего прихода, и если честно, что именно это было, для меня осталось загадкой. Передача клуба болельщикам — это может быть IPO, это может быть выпуск фан-токенов, это может быть введение независимых людей в совет директоров, представляющих интересы фан-движения, вариантов масса. Если честно, я один раз попытался поднять эту тему с Леонидом Арнольдовичем, но он тогда мне ответил: «Ты видишь, как бы сейчас тяжелые условия, о чем ты говоришь?» Мне в этом смысле, наверное, не повезло, было бы интересно реализовать этот проект. Но он не был готов тогда обсуждать передачу клуба болельщикам.

— Главная проблема — COVID или его неготовность в целом?

— Я думаю, что COVID. Посещаемость была ограничена. Доходы резко упали. Леонид Арнольдович хорошо понимает модель монетизации бизнеса. Совсем не то время.

После ухода Вагита Алекперова с поста президента ЛУКОЙЛа в случае IPO ситуация бы ухудшилась, поскольку Федун и клуб молчат относительно финансового будущего клуба?

— Согласен. Такое заявление крупнейшего акционера, безусловно, повлияло бы на котировки, а молчание клуба только бы усугубило падение. Мне непонятна такая информационная позиция, которая только провоцирует слухи и домыслы.

Разборки с фанатами и МВД

За последние годы неоднократно происходили массовые задержания фанатов российских футбольных клубов. Под стражей оказывались и болельщики «Спартака». Так, в июне 2020 года были задержаны порядка 25 человек, на некоторых были заведены уголовные дела. Тюремного наказания никто не получил, а часть фанатов отделались штрафами.

— Ты приходил в «Спартак» в момент, когда шли разбирательства между МВД и фанатами. Как решали проблему?

— Решения ждали все-таки больше от МВД. Когда мы с ребятами пришли на работу в клуб, официальной реакции «Спартака» по данной проблеме почему-то не было. Мы считали необходимым показать, что клуб и его руководство не оставит болельщиков! Одновременно с этим было важно правильно артикулировать позицию «Спартака» органам правопорядка. Сильнее всего на успешный исход повлияло то, что сам Леонид Федун вписался за болельщиков. Мы раскрывали примерно 50% его работы, потому что остальное делалось «в тишине».

— По моей информации, «Спартак» держал связь с главой МВД Владимиром Колокольцевым. Так ли это?

— Совет директоров и лично Леонид Арнольдович держали связь со всеми, кто мог повлиять на ситуацию. Федун максимально включился в ее разрешение. Не секрет, что его часто критиковали и критикуют. Но в тот момент он получил ответную поддержку не только активной части, а от всех болельщиков «Спартака».

— Какие договоренности были между МВД и «Спартаком»?

— Я не знаю. Для меня контактной персоной был Леонид Арнольдович и только. И, соответственно, он просил максимально не мешать и не вмешиваться, но действовать оперативно по сигналам, которые он нам направлял. Могу сказать только одно: главной задачей было не допустить заведения уголовных дел — в том числе в той истории, когда фанаты якобы перекрыли проезжую часть.

Фото: Антон Фетисов
Фото: Антон Фетисов

Взлет TikTok

— Первое, что бросилось в глаза через несколько месяцев после вашего прихода, это активная работа в соцсетях. Каким образом она строилась? За счет чего удалось поднять аудиторию TikTok?

В начале октября 2021 года «красно-белые» стали первым клубом РПЛ с 5 млн подписчиков в шести основных для российских команд социальных сетях: «ВКонтакте», Instagram, Twitter (включая англоязычный аккаунт), YouTube, Facebook и TikTok. По итогам июня 2021 года «Спартак» стал третьим по просмотрам в TikTok среди всех европейских клубов. Тогда публикации «красно-белых» посмотрели 49,9 млн человек.

— Во-первых, я благодарен судьбе за то, что довелось поработать с такими талантливыми и самоотверженными ребятами, с которыми мы пришли в «Спартак». А стратегия была достаточно простой и, на мой взгляд, очень быстро реализуемой, что, в общем, и произошло. Мы для себя определили ключевые показатели эффективности. Это была стратегия лидерства.

Мы должны были стать первыми во взаимодействии и желательно по количеству аудитории. Также была задача повысить узнаваемость бренда «Спартака» в Европе.

Для чего это нужно было? Во-первых, имиджевая составляющая. Во-вторых, вклад в финансовый фейр-плей, а именно упоминаемость тех или иных брендов-партнеров считалась аналитической компанией Nielsen. И этот вклад был существенным. В определенные периоды он доходил до €1 млн в месяц.

К сожалению, соцсети не монетизировались напрямую. Были партнерские интеграции, но они проводились в рамках конкретного спонсорского контракта. ZTE, спонсорский контракт, в нем есть соцсети как инвентарь — количество интеграций, количество упоминаний. Я предлагал сделать соцсети в виде отдельного инвентаря.

Владелец «Спартака» Федун потерял 80% состояния с начала спецоперации
Другие
Фото:ТАСС

— Рекламного?

— Да, рекламного инвентаря. То есть когда какой-то бренд, не партнер клуба, приходит и покупает интеграцию в соцсетях ровно потому, что они видят, что соцсети топовые, они имеют хороший охват, и этот охват соответствует аудитории их бренда. Почему бы не продать? Но на тот момент меня не поддержал коммерческий директор Александр Атаманенко.

— Почему?

— Он говорил, что мы удешевляем бренд «Спартака» для ключевых партнеров. Им не будет смысла платить большие деньги за контракты. Я с этим не согласен. Но именно он тогда отвечал за рекламу и маркетинг. Его позиция: если ты хочешь работать со «Спартаком», то плати образно не €100 тыс. за соцсети, а плати миллион много за что.

— Салихова об этом знала?

— Не знаю. Это больше дружеская «заруба» все-таки была — состязательность сторон, разные взгляды, разные подходы.

— Ваш самый крутой кейс с соцсетями.

— Если говорить про диджитал, то это TikTok. Когда у меня была первая встреча с Леонидом Арнольдовичем, я говорил, что «Спартак» — это трендсеттер (бренд, задающий вектор развития в своем сегменте. — «РБК Спорт»). И Леонид Федун — это тоже трендсеттер. В случае с TikTok клуб стал трендсеттером. Это даже круче, чем умение шутить в англоязычном Twitter на другую аудиторию, у которой чувство юмора отличается от российского.

Вообще кейсов было много. У меня был преподаватель по паблик рилейшнз в московском университете. Он все время говорил: «Что такое креатив? Это хорошая идея, реализация которой ничего не стоит». И в этом смысле презентациями Квинси Промеса и Александра Кокорина можно гордиться. Они практически ничего не стоили — только с Промесом потратили на графику 43 тыс. руб.

Еще здорово, что получилось объединить всех спартаковских лидеров мнений вокруг клуба, которые были разрознены на два лагеря после увольнения Массимо Карреры.

Видео недоступно при нулевом балансе

— Если был такой прорыв TikTok, то почему руководство клуба в него особо не вкладывалось?

— Я думаю, что позиция такая: от добра добра не ищут. Смотрите, мы на первых местах, зачем инвестировать? Глобально я бы сам рекомендовал инвестировать не конкретно в соцсети, а в развитие бренда «Спартак» и отход от чисто футбольного бренда в lifestyle-бренд. То есть по принципу того, как это сделал «Ювентус». Это, на мой взгляд, идеальный кейс.

— Ты имеешь ввиду машины, сотрудничество с Loro Piana?

— Да. Вы возьмите Street Beat, представьте себе концепцию этого магазина. В каждом товаре мог бы быть представлен «Спартак». Хороший пример — Amazon, который пугал инвесторов, когда это был всего лишь магазин по продаже книг. Сейчас мы видим, что Amazon — это огромный магазин, это медиахауз. Или возьми тот же самый Red Bull. Это ведь изначально бренд банки. Видите, куда они ушли. Они проводят мероприятия в том числе по классической музыке, танцам, сноуборду, в футболе они крупные игроки, в теннисе. Вот Стефанос Циципас — амбассадор бренда. Они постоянно расширяют свою «вселенную». Это путь «Спартака». Потому что это суперсильный бренд. И в это надо инвестировать. А просто инвестировать в соцсети, создавать ролики дороже, чем у других, — это мелко.

Борьба с утечкой информации

— Как вы справлялись с утечками информации из клуба?

— Единственная действенная мера — это максимально оперативно давать реакцию клуба на ту или иную утечку, давать внятную позицию. Мы иногда догадывались, кто сливает информацию. Сейчас я знаю, кто рассказал «Спорт-Экспрессу» о том, что Кокорин приехал в офис подписывать контракт. Мы поговорили с этим человеком.

— И никаких санкций к нему не применяли?

— Нет. Не думаю, что санкции — это действенная мера. Вот когда ты делаешь какой-то вброс, а другая сторона его быстро опровергает или дает альтернативную картину, это работает лучше. Официальным источникам доверие больше. Более того, в российском футболе это такая традиция, иначе бы не было инсайдеров. Тем более в «Спартаке» не было свода этических правил, которые бы ограничивали поступки и подразумевали санкции. Я начал этим заниматься, проект отдал руководству. Чем все закончилось, не в курсе.

— Понимаете, откуда был слив документов о зарплатах в «Спартаке» в Telegram-канале Black Mirror?

В прошлом году Black Mirror опубликовал почтовые переписки руководства «Спартака». В них были обсуждения трансферов, зарплат и работы в клубе. Часть документов клуб подтвердил, а часть нет.

— Это был не слив — это взлом личных ящиков. Я знаю, что было заведено уголовное дело, оно продвигалось, но на какой стадии сейчас — лучше спросить в клубе.

— Подозревали бывших работников клуба?

— Нет. Не подозревали никого.

Уход Салиховой из совета директоров

— Какая ситуация была для тебя самой сложной? Открытие Салиховой канала в Telegram?

— Нет. Ее Telegram — это следствие. Самый сложный неконтролируемый кейс — это был ее спонтанный выход из совета директоров. Я был противником этого решения и активно пытался ее переубедить. Даже предлагал ей некую «дорожную карту», по которой она также остается несогласной с назначением Руя Витории, но иначе будет действовать в будущем. К сожалению, мне не удалось ее убедить.

— В чем заключалась «дорожная карта»?

— Я говорил о том, что можно сформировать процедуры. Во-первых, реструктуризировать органы управления клуба; во-вторых, сформировать четкую процедуру принятия решений по ключевым кандидатам на позиции, будь то главный тренер или генеральный директор, неважно, на ключевые позиции.

— Закрепить юридически процедуры?

— Да. То есть внести изменения в существующие корпоративные процедуры. Кроме того, это время можно было бы потратить на обучение. Если помните, она в Telegram-канале писала про обучение футбольному менеджменту. В этом смысле никто не против того, что любой человек может соглашаться с каким-то решением или не соглашаться. Просто важно оставаться максимально конструктивным.

— Открытие Telegram-канала Салиховой с вами согласовывалось, это была диверсия?

— Деятельность человека, который не имеет прямого отношения к управлению клубом, нельзя рассматривать как диверсию. Это личные суждения. Долгое время были блогеры, которые достаточно радикально высказывались по поводу клуба, управления и так далее. Можно ли их назвать диверсантами? Наверное, нет. Просто надо со всеми конструктивно взаимодействовать. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, — нет, безусловно, не было согласовано. Я не в курсе, знал ли об этом Леонид Арнольдович. Это, что называется, дело семейное.

Жена Федуна ответила гендиректору «Зенита» на отказ поздравить «Спартак»
Футбол
Зарема Салихова и Леонид Федун

— Не говорили с Салиховой, зачем она создавала канал, и не предлагали действовать сообща, продвигая ту или иную позицию?

— Я не успел ей это сказать. Ночью вышла публикация в «Спорт-Экспрессе», где были допущены максимально неэтичные, на мой взгляд, высказывания в адрес Заремы Равильевны. А утром я прочитал от нее сообщения, где она предположила, что эту статью инициировал я. Я не смог ей ничего ответить, потому что я на тот момент уже был заблокирован.

— Что предшествовало блокировке? Только эта публикация и все?

— Да.

— Других скандалов не было?

— Нет. Наш последний разговор был о том, что мне звонил Максим Алланазаров (замглавредактора «Спорт-Экспресса») и просил меня понять его позицию относительно поддержки решения Заремы. Он же тогда публичил ее позицию. Последнее, что сказал ей, что, к сожалению, не могу ее поддержать в этом решении, считаю, что оно не на пользу никому, кроме некоторых журналистов. Речь шла о ее выходе из совета директоров.

— Получается, что Салихова сильно зависима от мнения журналистов?

— Ты мне предлагаешь залезть в голову другого человека? Не было такого единого журналистского фронта. Кто-то ее поддерживал, а кто-то — наоборот. Нет, она достаточно яркая, сильная и независимая личность, чтобы идти своим путем.

Антон Фетисов — РБК Спорт: «С Федуном и Заремой легче, чем с силовиками»

— Как в целом проходило ваше общение с Федуном? Насколько он и Салихова разные или похожие люди?

— Вообще не задумывался об этом, потому что всегда старался держать некую дистанцию. Вообще они разные. Леонид Федун максимально дипломатичен. Зарема в этом смысле более открытая и не боится высказывать свои мысли, не обращая внимания на протокол. Что касается нашего общения, то мы встречались с Федуном, он регулярно приезжал на стадион, общались по телефону.

— Зарема заявляла, что ты «потерял чувство реальности» после совместных полетов с Федуном на частном самолете? Как часто ты летал лично с Федуном и почему он тебя брал с собой?

— Вместе с Леонидом Федуном летал всего два раза: на матч в Сочи и туда-обратно на сборы в Австрию. В обоих случаях это была инициатива Леонида Арнольдовича. Я всегда сопровождал генерального директора клуба. Сначала Шамиля Газизова, потом Евгения Мележикова, поэтому решение, на каком борту мне лететь, принимал генеральный. Если говорить о частных джетах, то не люблю их. Налетался еще во время своих предыдущих работ. В них чувствую себя неуютно. Как будто в чьей-то квартире летишь.

«Спартак» не платил Telegram-каналам»

— За время вашего пребывания в «Спартаке» даже активный критик Федуна Михаил Борзыкин сократил число претензий в адрес владельца клуба. Как строилось общение с владельцами Telegram-каналов?

— Бывало разное. И споры, и конфликты. Для меня нет проблемы признать свою неправоту, потом извиниться и стараться продолжать строить доверительные и конструктивные отношения. Я общался с совершенно разными людьми — Иваном Карповым или «Мутко Против» (Глеб Трифонов), тобой или Юрой Кузьмичевым («У Кузьмича»). Важно ко всем проявлять уважение.

— А как ты приводил их к общей мысли?

— Главное — не диктовать условия, а стараться убеждать людей или переубеждать. Действовать с позиции мягкой силы и всегда проявлять уважение.

— Клуб платил владельцам Telegram-каналов?

— Это сделать невозможно чисто технически. ЛУКОЙЛ — публичная компания, «Спартак» постоянно мониторили аудиторы. Как платить, если на это нет специального бюджета? Да и смысла не было.

— Тебе могли давать деньги, а ты — передавать их владельцам каналов.

— Нет, такого не было. Мы жили в рамках клубного бюджета. Любая трата даже в рамках бюджетных статей, например та же графика в ролик, должна была быть согласована по служебной записке на имя генерального директора. Дальше она шла в бухгалтерию. Деньги наличными нам никогда не выделялись. Они переводились на счет ИП или той компании, которая нам предоставляла услугу. Я не знаю, как сейчас обстоят дела в клубе, но наша команда никогда не работала с какими-то PR-агентствами, через которые в теории можно было делать то, о чем вы спросили.

Кто руководит «Спартаком»

— В момент твоего ухода многие не понимали, кто все-таки руководит «Спартаком» — Федун или Салихова. Действительно ли произошла передача власти от Федуна Салиховой?

— Я считаю, что никакого транзита не было. Крупное решение принимает совет директоров или один из главных акционеров Федун. Это было до меня, это было в течение моей работы, это было, когда я уходил. Единственное, о чем можем говорить в данном случае, что все решения — это его решения. Он мог прислушиваться к тому или иному мнению, принимать его или нет. Вот и все. Но в любом случае решение всегда было за ним. Очень часто на заседаниях совета директоров у Федуна и Салиховой была состязательность сторон.

— Насколько серьезными были эти споры?

— Это были обычные споры внутри некого корпоративного партнерства. Каждый мог с ним поспорить на этих совещаниях.

— В чем заключались споры?

— Разные взгляды на формирование, допустим, команды. Трансферы, контракты игроков, исполнение бюджета, развитие инфраструктуры вокруг стадиона и так далее.

Газизов был против Тедеско

— Верно ли я понимаю, что Шамиль Газизов был тем человеком, который не хотел, чтобы Доменико Тедеско работал в «Спартаке»?

Газизов занимал должность генерального директора «Спартака» только пять месяцев — с июля по декабрь 2020 года. После его ухода Салихова неоднократно критиковала работу, которую он делал в клубе.

— Это правда. Газизов мне просто сказал: «Ты же понимаешь, что для эффективного развития футбольного клуба генеральный менеджер или директор, неважно, и тренер должны идти в связке. У нас вот не получается».

— А в чем их конфликт заключался?

— Думаю, суть конфликта — это разная ментальность, подход к общению, подход к формированию команды и так далее. Прямое столкновение разных культур.

— Согласен ли ты с мнением агента Германа Ткаченко о том, что Газизов не соответствовал масштабу «Спартака»?

— Безусловно. Герман обладает колоссальным управленческим опытом работы в различных сферах общественной и футбольной жизни. Он может видеть ситуацию шире остальных.

Ткаченко — РБК: «Федун, возможно, лучший футбольный президент в России»
Футбол
Герман Ткаченко

— Как проходило расставание с Газизовым?

— Перед увольнением я, Мележиков и Атаманенко объясняли Шамилю, что он не акционер, а генеральный директор клуба. И ситуация, при которой с его мнением не согласны, нормальная. Мы призывали его не делать резких движений, а выстроить диалог с Федуном и договориться. Потому что мы, Атаманенко, наверное, в меньшей степени, просто устали это терпеть. На тот момент очень тяжело было существовать в офисе в атмосфере, когда у тебя конфликт между генеральным директором, который, по сути, является твоим руководителем, и акционерами, которые являются еще большими руководителями. И вот это лавирование — просто вынос мозга. Было тяжело работать в таких условиях.

Какую роль Салихова сыграла в уходе из «Спартака»

— Как происходил ваш уход из «Спартака»? Какие договоренности остались с клубом?

— Я принял решение уйти, потому что видел, как формируется ложное негативное инфополе вокруг меня. А статус источника негатива не позволял мне надеяться на то, что ситуацию можно исправить. Это первое. Второе — в начале нашего с тобой разговора я сказал про доверие между Леонидом Арнольдовичем и мной. У меня, в принципе, очень много было кейсов, когда я работал с первыми лицами компаний или политиками. Залог нормальной работы — это доверие. Когда меня попросили согласовывать, кому можно давать комментарии, а кому нельзя, я понял, что это конец. Я никого не осуждаю, наоборот, понимаю обе стороны, потому что у каждого есть свои причины уйти или остаться. Но для себя я не видел возможности защищаться и оставаться. Ведь работа прежней уже бы не стала.

— Почему?

— Ключевое — непринятие решения Заремы Равильевны о выходе из совета директоров.

— Не возникало ощущения, что ты мог получить за уход из клуба больше денег?

— Я не продешевил. Я всегда старался трезво смотреть на зарплаты. Учитывая тот объем работы, который свалился, и что я делал, считаю, что я должен был получать, условно, миллион.

— «Мутко против» писал, что ты зарабатывал €100 тыс. в год.

— У меня была зарплата 500 тыс. руб. в месяц. Но я работал по ночам. Мои ребята тоже пахали, как проклятые. Все работали на износ. Леонид Арнольдович выполнил все обязательства.

Что касается ухода. Я сказал Евгению Мележикову, что ухожу. Он передал это Федуну, который, по словам Мележикова, сильно удивился и сказал: «Передай Антону большое спасибо за это решение». В момент, когда Мележиков все подписал, я позвонил Федуну. Нам не удалось встретиться в тот день, потому что я был на заседании в Министерстве спорта по поводу разрешения пролива пива на стадионах, мы разминулись. И Федун сказал: «У меня к тебе претензий нет, ты работал хорошо. Если что — обращайся, будем на связи». И вот буквально 5 апреля я поздравил его с днем рождения, написал ему, он мне ответил: «Спасибо, Антон». То есть у нас с ним, мне кажется, нормальные отношения.

— Персоналу «Спартака» давали медали чемпионата России. Тебе досталась?

— Я отказался от медали, потому что убежден, что ее должен получать человек, который в ежедневном режиме работал с футболистами. Из моей команды медалей, безусловно, были достойны, например, Ярослав Кулемин, Александр Ступников, Иван Копылов. На сайте «Спартака» есть раздел «команда». Вот этих людей надо награждать, а не тех, кто работает в клубе. Даже членам совета директоров, на мой взгляд, давать медали не стоит. А когда я стал слышать от коллег из офиса «Спартака» вопросы или упреки о вручении или не вручении им медалей, то решил, что пусть они достанутся тем, кому нужнее.

— Что тебя удивило больше всего в российском футболе за время работы в «Спартаке»?

— Удивило то, что футбол 2002 года и современный практически не изменился.

— Речь [идет] о качестве игры?

— О качестве всего. Понятно, что благодаря чемпионату мира появилась развитая инфраструктура и прочее. Но вот футбол, как процесс, не изменился вообще.

Карьера после «Спартака»

— После ухода из «Спартака» ты мог возглавить медиаслужбу Российской премьер-лиги (РПЛ) и Российского футбольного союза (РФС). Я слышал, что эти назначения могли заблокировать из «Спартака». Это так?

— Знаю ли я об этом слухе? Да, знаю. Есть ли у меня основания полагать, что все было именно так? Опять же, исходя из нашей истории расставания с Федуном и поздравления на день рождения, наверное, не склонен в это верить. Все равно окончательное решение о найме на работу или сотрудничестве принимают совсем другие люди. Это их личные решения.

— Есть же и отношения между руководителями.

— Мне кажется, это настолько непринципиальный момент, будет ли Антон Фетисов где-то работать, что уделять такое внимание моей персоне не стоит. Возможно, наверное, все, но опять же я не могу сказать, что я верю в это на 100%. Но важный момент — когда мы работали, то придерживались принципа открытости. С другой стороны, мы вели себя достаточно агрессивно. Согласитесь?

— Безусловно!

— И я не исключаю, что решение о том, чтобы не брать меня на работу в РФС или РПЛ — это решение не потому, что мою кандидатуру «заблокировали», а просто потому, что там была бы обратная связь от «Зенита», ЦСКА или других клубов.

— Ты же общался с президентом РФС Александром Дюковым?

— Да. Мы договорились, что, возможно, будет еще одна встреча, что Александр Валерьевич берет паузу. С обратной связью он не вернулся.

— А с главой РПЛ Ашотом Хачатурянцем?

— А с Ашотом Рафаиловичем иначе. Я был в составе рабочей группы, которая готовила стратегию развития РПЛ на пять лет, и отвечал за часть, касающуюся работы с медиа, частично с болельщиками, вносил предложения по общим вопросам стратегии, структуры РПЛ. Работа группы продлилась чуть больше месяца. Насколько мне известно, финальные решения по формированию всей команды Хачатурянц должен был принимать в конце февраля. На данный момент никаких переговоров нет. Да и геополитические риски влияют на многие сферы. Футбол не исключение. За ту работу, которую я сделал, он меня поблагодарил.

— Ты был в рабочей группе по возвращению пива на стадионы. Почему процесс стоит?

— С одной стороны, мы продвинулись в формулировании текста законопроекта. Были согласованы позиции с Минспортом, с РФС — в части отчисления средств на развитие детского спорта.

Пивоваренным компаниям нужна реклама алкогольных сортов пива, а она у нас запрещена. Это вопрос, требующий системного решения и изменений не одного какого-то одного законопроекта, а внесения изменений в целый ряд. В частности, закон о рекламе и так далее. Плюс я слышал, что есть достаточное мощное пивное антилобби.

— Со стороны силовых структур?

— Я не слышал про конкретных персоналий. Общество «Трезвая Россия» и так далее, которые в принципе глобально за сокращение потребления алкогольных напитков населением.

— Так почему процесс стоит?

— Я думаю, что сейчас просто не до этого.

— Когда делать, если не сейчас, ведь доходы падают?

— Это абсолютно так. Делать надо сейчас. Здесь дело даже не в пиве, а в изменении футбола, в его сохранности в каком-то виде.

Реформа российского футбола

 — В вашей работе с Малышевым по стратегии РПЛ были разные форматы для лиги. Но ты общался и с главой Hypercube Питером Ньювенхейсом. Какое у тебя мнение?

За последний год в России появлялось множество инициатив по реформированию национальных лиг. Самым приметным предложением стала работа голландской компании Hypercube. В числе прочего она предусматривала новый формат РПЛ, при котором увеличивалось бы количество матчей между сильными командами ради увеличения зрительского интереса.

Также была разработана и другая программа компании OKS Labs, в рабочую группу которой вошел Фетисов. В их документе, который есть в распоряжении «РБК Спорт», говорится об основных проблемах российского футбола и предложениях по их решению.

— Мне казалось, что на тот момент вариант с «Юпитер 16» был предпочтительным. Но сейчас эти модели, на мой взгляд, работать не будут. И у меня достаточно радикальные мысли на этот счет. Мне видится следующее — нам нужно определиться, что такое для нас футбол. Это бизнес или какая-то корпоративная социальная ответственность на уровне государства?

— Тебе не кажется, что это корпоративно-социальная ответственность «убивает» российский футбол?

— Точно не развивает. Но имея в РПЛ всего два частных клуба, получается, что я стою в стане идеалистов, которых, наверное, меньшинство.

Давайте посмотрим на «Спартак». Бюджет клуба на 2020 год, по-моему, 8,7 млрд руб. Сейчас такие деньги вкладывать никто не будет. А главное, в условиях запрета на участие в еврокубках в этом просто нет смысла.

Федун объяснил решение исполкома РФС пока не расширять премьер-лигу
Футбол
Леонид Федун

Легионеры, по сути, — предмет «гонки вооружений», попытка конкурировать с клубами из Европы. Клуб, акционеры всегда рассматривали доходы от еврокубков как существенное пополнение бюджета. Даже принятие решений по трансферам зависело от прогнозов участия в еврокубках. Сейчас этого дохода нет, а международные компании и партнеры уходят. Клубы, очевидно, недополучают денег. Мы не можем прогнозировать, как будет финансироваться футбол со стороны государственных структур. Мне очень не хочется смотреть на чемпионат, где будет доминировать с вероятностью 99,9% одна команда.

— Какие существуют предложения?

— Я бы предложил ввести потолок зарплат, сокращал текущие контракты, максимально разгружал бы платежную ведомость. Не хочу называть фамилии, но зарплаты €2 млн и более российским игрокам точно неоправданны. Это должен быть коллективный договор на уровне лиги. Это то, что сделали в свое время профессиональные лиги в Северной Америке.

Фото: Антон Фетисов и Шамиль Газизов (Фото global look press)
Фото: Антон Фетисов и Шамиль Газизов (Фото global look press)

Закрытый чемпионат России

— Стоит расширять или сокращать РПЛ?

— Я не понимаю, как сейчас можно расширить лигу. Как она может сократиться, представляю. Я сторонник создания закрытой лиги по примеру КХЛ.

— Сколько клубов там должно быть?

— Это обсуждаемый вопрос. Это зависит от размера финансовых гарантий. Потянут ли их клубы, особенно из нижней части турнирной таблицы? Сейчас самое время жить по средствам.

— УЕФА выступает против закрытых лиг.

— Скажите, пожалуйста, по решению какой организации «Спартак» не сыграл в 1/8 финала Лиги Европы?

— УЕФА.

— Тогда какие вопросы? Нас не исключили из ФИФА, так что можно действовать. Другого выхода я не вижу. Мы на что будем уповать? На то, что они нам позволят вернуться? В этом смысле я, скорее, пессимист. Может, позволят, но пройдет не один год.

— Не считаешь, что закрытие лиги приведет к уменьшению зрелищности матчей и коррупции?

— Зрелищность лично для меня — это не столько то, что происходит на поле. Да, конечно, качество игры, безусловно, важно. Но, во-первых, инфраструктура развлечений вокруг матча у нас просто на максимально низком уровне во всех клубах.

— Так для этого необязательно делать лигу закрытой.

— Закрывать лигу нужно, чтобы как минимум пережить этот тяжелый период. В каждой команде, как в Северной Америке, должен быть игрок-звезда. Нужно создавать этих звезд. Учить правильно общаться, уважительно и одновременно ярко вести себя на публике. Учить быть яркими, но не пошлыми.

Нужно менять требования к тренерам юношеских команд. Об этом говорил Федун. Что нужно менять KPI для тренеров в футбольных школах. У тебя KPI не должен быть по выигранным турнирам, а по подписанию твоими воспитанниками контрактов с профессиональными клубами. Нам нужно растить своих звезд. Потому что в ситуации, которая сложилась, к нам яркие иностранцы могут и не поехать, как бы их не заваливали деньгами. День матча нужно делать ярче, интереснее, интерактивнее. Надо брать пример с Джерри Басса, купившего убыточный баскетбольный клуб «Лос-Анджелес Лейкерс» и превратившего матчи своей команды в натуральное шоу с участием знаменитостей.

— Чем занимаешься сейчас?

— Работаю консультантом по коммуникациям и PR, веду несколько проектов, в том числе один футбольный. Остальные на стыке бизнеса и политики.

— А что за футбольный?

— Условия конфиденциальности еще никто не отменял, поэтому пока воздержусь от комментариев. Скажу только, что он связан с управлением имиджем и репутацией.

Статистика
Премьер-Лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Лига чемпионов
Лига Европы
Лига наций
Команды
М
О
1 Зенит
24
58
2 Ростов
24
49
3 Спартак
24
48
4 ЦСКА
24
45
5 Ахмат
24
40
6 Динамо
24
39
Развернуть
КХЛ
КХЛ
НХЛ
Команды
М
О
Восточная Конференция
1 Трактор
50
73
2 Металлург
48
71
3 Ак Барс
48
66
4 Салават Юлаев
46
62
5 Авангард
47
58
Развернуть
Видео недоступно при нулевом балансе
Лента новостей
РФС назвал лучшего футболиста РоссииФутбол, 11:09
Глушенков заявил, что «Боженька уберег» от поездки во Вьетнам со сборнойФутбол, 11:07
Власти предложили убрать гольф, чирлидинг и массаж из уроков физкультурыФутбол, 09:36
В минском «Динамо» не исключили провокаций на матчах еврокубкаФутбол, 09:00
Миранчук в матче против Месси забил дебютный гол в MLSФутбол, 08:51
Вратарь сборной России успешно дебютировал за ПСЖ в Лиге чемпионовФутбол, 18 сен, 23:56
Донецкий «Шахтер» не сумел победить в матче Лиги чемпионовФутбол, 18 сен, 21:50
Форвард «Северстали» стал лучшим снайпером КХЛ после победы над «Торпедо»Хоккей, 18 сен, 21:45
ЦСКА и «Ростов» одержали победы в Кубке РоссииФутбол, 18 сен, 21:09
Матвей Сафонов дебютирует за ПСЖ в матче Лиги чемпионовФутбол, 18 сен, 20:59
Бывший тренер Миранчука возглавил «Рому» вместо Де РоссиФутбол, 18 сен, 20:51
Клуб Роналду возглавил тренер чемпионского «Милана»Футбол, 18 сен, 19:54
IJF объяснила дисквалификацию перекрестившегося на Олимпиаде дзюдоистаЕдиноборства, 18 сен, 19:34
Глушенков стал самым подорожавшим игроком РПЛ по версии TransfermarktФутбол, 18 сен, 19:01
Главное Лента Олимпиада 2024