ФИФА продлила «заморозку» контрактов с клубами из России. Что важно знать
С чего все началось
В начале марта Международная федерация футбола (ФИФА) разрешила иностранным игрокам и тренерам, имеющим контракты с клубами Российской премьер-лиги (РПЛ), приостанавливать соглашения в одностороннем порядке до 30 июня 2022 года.
Некоторые специалисты и футболисты покинули Россию еще до этого постановления. Кто-то уехал после. Например, вообще без легионеров из дальнего зарубежья выступал «Краснодар». Многие иностранцы покинули «Рубин» и «Ростов».
Воспользовавшись опцией приостановки контракта, покинул «Спартак» нападающий Джордан Ларссон. В понедельник он заявил, что не хотел бы ехать назад. «Читал в прессе, что ФИФА может продлить разрешение игрокам приостанавливать контракты еще на год. И это было бы неплохо для меня, иначе мне, скорее всего, придется возвращаться в Россию», — сказал он.
В феврале и марте спортсменов лишилось большинство команд российского чемпионата. Также из страны уехали два немецких наставника, которые занимали посты главных тренеров в «Краснодаре» и «Локомотиве» Даниэль Фарке и Маркус Гисдоль.
Что произошло
Во вторник, 21 июня, ФИФА продлила данное в начале марта разрешение. Сейчас оно также касается клубов из Украины. Теперь иностранные футболисты и тренеры могут приостанавливать контракты с клубами из этих стран до 30 июня 2023 года.
«Эти меры дают игрокам и тренерам возможность тренировать, играть и получать зарплату, защищают украинские клубы и облегчают отъезд иностранных игроков и тренеров из России», — сказано в сообщении организации.
Мнения юристов
«Это решение может создать серьезную неопределенность для клубов. Существуют риски отъезда футболистов, финансовые риски, а также неукомплектованность команды», — сказал «РБК Спорт» юрист, председатель адвокатской коллегии «Никольская консалтинг» Алексей Панич.
По словам Панича, если российские клубы решат оспорить решение ФИФА, то «с высокой долей вероятности спор должен быть передан в Спортивный арбитражный суд» (CAS).
«Кроме того, в принципе подобного рода спор может возникать не только между федерацией и клубом, но и между клубом и игроком, они тоже могут передаваться в арбитражный суд», — уточнил собеседник.
Председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России Сергей Алексеев считает, что принятое решение «противоречит уставу ФИФА, в котором провозглашен принцип староконтрактной стабильности и другие принципы работы в клубе». «В отношении наших клубов, прежде всего, случатся финансовые и трансферные потери, проплачены большие суммы за игроков и тренеров, это финансовые убытки, потому что деятельность приостанавливается», — заявил он «РБК Спорт».
По словам Алексеева, решение может быть оспорено CAS в течение 21 дня с момента его вынесения. «Это определено в самом уставе ФИФА», — добавил эксперт.
Реакция в России
Российский футбольный союз (РФС) выcказал несогласие с позицией ФИФА. В организации заявили, что «готовы оказать клубам всю необходимую юридическую и иную поддержку в случае оспаривания ими решения». Также в РФС отметили, что решение «априори не может распространяться на контракты, заключенные после 24 февраля 2022 года».
«Помните, в знаменитом произведении спорили, что это будет — грабеж или ограбление. Тут и кража, и грабеж, и ограбление», — сказал генеральный директор «Зенита» Александр Медведев ТАСС.
«Не надо забывать, что клубы при переходах платили серьезные трансферные суммы, и что-то я про компенсации от новых клубов, ФИФА или Союза европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) не вижу», — добавил функционер.
«Зенит» — одна из немногих команд, сохранивших в прошлом сезоне всех легионеров. «Надеюсь, что и в этом сезоне не произойдет такого, что игроки предпочтут покинуть «Зенит», — добавил Медведев.
Из-за игры в России могут не взять в сборную
Может случиться, что футболиста, который не уедет из России, могут перестать приглашать в национальную команду, что, возможно, повлияет на выбор спортсменов. Первый прецедент произошел в минувший понедельник, когда из сборной Польши исключили защитника «Спартака» Мацея Рыбуса.
«Тренер сообщил игроку, что в связи с его нынешним клубным положением он не будет вызван на сентябрьский сбор национальной команды», — говорилось в сообщении польской футбольной федерации.
«Решение тренера оспаривать сложно. Если только игроку не было сказано прямым текстом, что это из-за игры в российском клубе. Тогда он может спорить по причине дискриминации. Куда именно подавать иск — вопрос индивидуальный, необходимо изучать конкретные регуляторные документы. Возможно, спор будет попадать не в арбитражный, а вообще в государственный суд соответствующей страны. Но здесь возможен более аккуратный подход со стороны тренера, когда не говорят прямым текстом о том, что это из-за игры в российском клубе, а просто не включают в состав и все, оспорить такое тяжело, — сказал Панич.