В розданной российским спортсменам добавке нашли допинг. Что важно знать
Как российские фигуристки оказались под риском дисквалификации из-за допинга
Конькобежец Михаил Казелин сдал положительную допинг-пробу из-за загрязненной пищевой добавки, выданной спортсменам сборной России Федеральным медико-биологическим агентством (ФМБА, оказывает медицинские услуги всем сборным России). Как в своем Telegram-канале сообщил Сергей Лисин (журналист «Матч ТВ», старший советник представлявшей Казелина фирмы «Лисин, Мишин и партнеры»), этот факт подтвердило Российское антидопинговое агентство (РУСАДА).
«Дисциплинарный антидопинговый комитет (ДАК РУСАДА) считает установленным факт загрязнения БАДа ZMA-pro, принимаемого спортсменом, запрещенной субстанцией LGD-4033 (лигандрол), поскольку и в капсулах в банке спортсмена, и в одной из направленных на исследование банок из той же партии была обнаружена данная субстанция (при проведении исследования разными лабораториями», — говорится в решении комитета, которое опубликовал Лисин.
Михаил Казелин — российский конькобежец, бронзовый (2016) и серебряный (2017) призер и чемпион (2018) России по конькобежному спорту в спринтерском многоборье.
В октябре 2020 года сдал положительную допинг-пробу и получил за это дисквалификацию, которая должна.завершиться в феврале 2023-го.
По словам Лисина, «ФМБА закупило и выдавало данный БАД членам сборных команд России в количестве более 4000 банок». Через его фирму прошло два таких допинг-случая в сборных. «Сколько еще было, представить сложно», — написал Лисин.
Лисин также опубликовал данные из базы выдачи ФМБА, где сообщается, что препарат неоднократно выдавали российским фигуристам в период с 2019 по 2021 год. При этом в ноябре 2020-го Лисин процитировал выдержку из рассылки ФМБА о необходимости «до особого распоряжения полностью остановить выдачу и применение спортсменами спортивных сборных команд ZMA-pro конкретной серии». Но выдача продолжилась, несмотря на распоряжение. В частности, в первой половине 2021 года ZMA-Pro получили группы Евгения Плющенко, Этери Тутберидзе, Нины Мозер, Александра Жулина, Ирины Жук, Виктории Буцаевой и других тренеров.
Однако на данный момент о положительных пробах на лигандрол у фигуристов неизвестно. По словам Лисина, массового заражения не произошло по причине того, что не все банки были загрязненными. «Во-первых, мы выявили загрязнение только в одной закрытой банке из восьми отправленных на анализ, — написал Лисин. — И это при том, что все банки были из одной и той же партии».
«Во-вторых, многие этот БАД не пили, сразу продавали, на Avito и сейчас можно найти предложения за 700 рублей, при том, что у него закупочная 1100 руб. — добавил он. — В-третьих, не факт, что даже если кто-то еще и траванулся этим БАДом, его вовремя проверили на допинг, чтобы успеть зацепить следы в моче.
В ФМБА позже сообщили РБК, что врач сборной России по конькобежному спорту не выдавал БАД «ZMA PRO» Казелину. «Все лекарственные средства, выдаваемые врачом спортивной сборной команды Российской Федерации по конькобежному спорту спортсмену М.Казелину, отображались в медицинском журнале с фиксацией личной подписи спортсмена в листе ознакомления. Данная информация была представлена спортсмену М.Казелину по его запросу в 2020 году в рамках рассмотрения его дела», - говорится в сообщении.
В ведомстве указали, что все выдаваемые спортсменам биологически активные добавки и специализированные продукты питания проходят лабораторную экспертизу. Там заявили, что после обнаружения у Казелина положительной допинг-пробы в октябре 2020 года лаборатория ФМБА провела испытания партии «ZMA PRO», которая не подтвердила наличие в ней лигандрола. «Не подтверждает наличие запрещенной субстанции в своем БАД и производитель «ZMA PRO» ООО «Руссспорт».
Как из-за препарата от ФМБА россиянку дисквалифицировали на Олимпиаде
ФМБА не первый раз оказывается вовлечено в допинговый скандал. В 2018 году на Олимпиаде в южнокорейском Пхёнчхане у бобслеистки Надежды Сергеевой в допинг-пробе был обнаружен запрещенный триметазидин. При этом первая проба, взятая 13 февраля, была отрицательной, во второй, взятой 18 февраля, была выявлена низкая концентрация триметазидина. В результате спортсменка была дисквалифицирована до октября 2018 года.
Надежда Сергеева — российская легкоатлетка и бобслеистка. Чемпионка Европы (двойки), также серебряный (двойки) и бронзовый (монобоб) призер континентального первенства. Четырехкратная чемпионка России, участница зимних Олимпийских игр 2014, 2018, 2022 годов.
В 2018 году Пхёнчане Сергеева и Анастасия Кочержова заняли 12-е место в соревнованиях двухместных экипажей. Этот результат был аннулирован после положительной допинг-пробы Сергеевой.
При этом в октябре 2018 года Спортивный арбитражный суд (CAS) признал, что Сергеева неосознанно приняла запрещенное вещество, поскольку на упаковке и в описании препарата «Метионин» не сообщалось о наличии триметазидина. С этими доводами согласилась и Международная федерация бобслея и скелетона.
Следом Сергеева подала иск к Федеральному ФМБА и производителю «Метионина» с требованием выплатить компенсацию в размере 17 млн рублей. В ответ в ФМБА отвергли обвинения. «Сергеева судится с ФМБА, потому что судиться больше не с кем, — цитирует главу ФМБА Владимира Уйбу ТАСС. — ФМБА России препарат закупило и выдало. А то, что там была субстанция из предыдущей партии выпуска продукта — это стало откровением для всех, нас туда привлекли. Но мы пострадавшая сторона не меньше, чем спортсменка».
В итоге Хорошевский суд Москвы отклонил иск Сергеевой. «Я не ожидала, что суд может принять такое решение, — зявила Сергеева ТАСС. — Если иск полностью отклонили, тогда получается, что виновных нет. Получается, что спортсмены, находящиеся в полной зависимости от ФМБА, сейчас продолжают играть в рулетку. Кому повезет, а кому — нет, все мы находимся в зоне риска».
«Мы постоянно используем те лекарства, которые нам выписывает и выдает ФМБА, это его монополия, нам в принципе запрещено другие препараты использовать, — добавила бобслеистка. — ФМБА заставляет нас проходить углубленные медицинские обследования, а если обнаруживаются какие-то проблемы, то оно нас лишает допуска. А на суде представитель ФМБА говорит, что его организация не имеет отношения к спорту. Я не понимаю, как монополия, которая закупает спортсменам лекарства на государственные средства и выдает препараты нам на каждом сборе, может быть в итоге ни при чем».
Интересы Сергеевой тогда защищал спортивный юрист Артем Пацев. «Во время дела Сергеевой, мы считали, что ФМБА должны нести ответственность и обращались в суд в свое время по этому поводу, — отметил адвокат в разговоре с «РБК Спорт». — В агентстве заявили, что никакой ответственности у них в полномочиях нет и в их обязанности не входит проверять выдаваемые спортсменам препараты на наличие запрещенных в спорте веществ. Нам еще тогда это показалось странным».
По мнению Пацева, ситуация с Казелиным в очередной раз показала, что в ФМБА отсутствует контроль за распространяемыми в сборной препаратами. «Загрязненный допингом препарат — это следствие отсутствия какого-либо контроля со стороны ФМБА за приобретаемыми и распространяемыми среди спортсменов элитного уровня какими-то биологическими добавками. Они не проверяют препараты, а загрязнить их можно где угодно», — сказал Пацев.
Сергееева была не единственным представителем России, дисквалифицированным в ходе Игр-2018 из-за допинга. В пробах керлингиста Александра Крушельницкого нашли мельдоний. До сих пор не выяснено, как запрещенное вещество попало в организм спортсмена, который находился в составе сборной в Южной Корее и чье питание контролировалось. При этом все предыдущие пробы были чистыми.
Также нет ясности и в допинг-скандале с участием российской фигуристки Камилы Валиевой, о чьем проваленном допинг-тесте стало известно на Олимпиаде-2022. В декабрьской допинг-пробе спортсменки тоже был триметазидин в малых дозах. При этом все пробы до и после дали отрицательный результат.