Спорт и фармакология: как лекарства стали важны для высших достижений
Что такое спортивная фармакология и первые стероиды
Спортивная фармакология - одна из главных составляющих при подготовке и восстановлению спортсмена. Благодаря ей спортсмен может расширить возможности приспособления организма к огромным нагрузкам. Еще в Древней Греции спортсмены прибегали к разного рода веществам, которые могли бы позитивно повлиять на результат. Например, бегуны на длинные дистанции в те времена были уверены, что дополнительную силу им придают кунжутные зерна. Древние египтяне и вовсе использовали истолченное заднее копыто абиссинского осла, сваренное в масле и перемешанное с розовыми лепестками.
В XX веке тема фармакологии и допинга в профессиональном спорте — неразрывно связаны. Американский врач Джон Циглер в середине века изобрел первый анаболический стероид «Дианабол». В наше время он существует на подпольном рынке под названием «Метандиенон» (запрещен к обороту на территории России). Его использовало огромное количество спортсменов в том числе Арнольд Шварценеггер. Препарат до сих пор используется культуристами для наращивания мышечной массы. В профессиональном спорте его применение запрещено.
Смерть из-за амфетаминов и государственный допинг
Особой датой в истории спортивной фармакологии и спорта является 1967 год. Тогда на одном из этапов «Тур де Франс» скончался известный британский велогонщик Томми Симпсон. В своих заявлениях он упоминал, что использует амфетамины и коньяк, чтобы улучшить свои показатели. В тот же год Международный Олимпийский комитет (МОК) впервые учредил медицинскую комиссию по борьбе с допингом, а через год начались проверки. Вместе с этим впервые в истории был составлен первый список запрещенных для употребления спортсменами веществ. Тогда же были внедрены лабораторные методики по их обнаружению.
Со временем специалисты научились маскировать допинг, аккуратно выводя запрещенные вещества таким образом, чтобы тест не показывал положительный результат на допинг.
В 70-е годы XX века сборная ГДР показывала высокие результаты на международных соревнованиях. Так в 1976 году на Олимпиаде в Монреале эта сборная в неофициальном медальном зачете завоевала второе место после советской команды. При этом ГДР завоевала вдвое больше золотых медалей, чем за четыре года до этого в Мюнхене. СМИ неоднократно связывали эти результаты с запрещенными веществами, ускоренным развитием фармакологии, допинговых средств и препаратов для их маскировки.
В 1980 году на Олимпиаде в Москве официально не было зафиксировано ни одного допинг-скандала! Однако потом выяснилось, что в ГДР существовала государственная система, где будущим чемпионам давали стероиды с 12 лет. Потом вскрылось, что некоторые из них имели серьезные проблемы со здоровьем. Позже суд установит, что разработчиками и кураторами госпрограммы стали министр спорта и глава олимпийского комитета ГДР Манфред Эвальд, а также вице-президент спортивно-медицинской службы Манфред Хоппнер. В 2000-м году немецкий суд приговорит обоих к условным срокам.
В ходе следствия выяснится, что немцы подключили к разработке секретной программы три научно-исследовательских института. Затем они создали в спортивном департаменте правительства рабочую группу по вопросам вспомогательных средств в спорте. Химики, физиологи, спортивные врачи изучали влияние различных веществ и препаратов на организм. Более того в большинстве случаев спортсмены даже не догадывались, что принимают запрещенные вещества. Спортсмены утверждали, что принимали вещества под видом специальной диеты, витаминных комплексов или профилактического курса от травм. С 1999 года в Германии действует программа по поддержке спортсменов, которые пострадали от действий государства.
Новая эра допинга и фармакологии
В 90-х годах прошлого века применение фармакологии в спорте только увеличивалось, как и появление новых скандальных допинговых историй. В 1992 году врач, публицист Роберт Гольдман провел опрос среди 198 спортсменов-чемпионов. Он задал им один вопрос: «Согласны ли вы принимать допинг, если он гарантирует вам любые победы в вашем в виде спорте, но при этом приводит к смерти через 5 лет?». Результаты стали резонансными: 52% опрошенных ответили положительно. Эксперимент стал известен как «Дилемма Гольдмана».
В 1999 году МОК реформировал антидопинговую систему и создал Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА). В спортивном мире был необходим орган, который мог бы более эффективно справляться с растущими возможностями фармакологии. Количество допинг-скандалов еще больше увеличивалось. С 2014 по 2016 год российские спортсмены попадали в самые крупные допинговые скандалы. В 2014 году вскрылись массовые нарушения среди атлетов Центра олимпийской подготовки по спортивной ходьбе в Саранске Сергея Чегина.
На протяжении нескольких лет были доказаны факты манипуляции кровью, в том числе ее переливание, а также подделка биопаспортов. Всероссийскую федерацию легкой атлетики (ВФЛА) дисквалифицировали. И только в марте 2023 года Совет Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics) восстановил ВФЛА в правах после семилетнего отстранения. Однако до сих пор выступать на международных соревнованиях российские спортсмены не могут — из-за ситуации на Украине.
После Олимпиады в Сочи-2014 случился крупнейший допинговый скандал века. Российскую сборную обвинили в массовом применении запрещенных веществ и подмене допинг-проб. Также ВАДА обвиняло российскую сторону в государственной программе по применению допинга. Одним из главных действующих лиц этого скандала стал глава московской лаборатории Григорий Родченков. В 2016 году он рассказал, что лично разработал три смеси запрещенных препаратов, которые подмешивал затем спортсменам в алкоголь — мужчинам в виски, а женщинам в мартини. В состав некоторых коктейлей подмешивали стероиды. Кроме того, он утверждает, что сотрудники спецслужб подменяли допинг-пробы спортсменов. В итоге МОК наказал часть руководителей российского спорта, в их числе бывшего министра спорта Виталия Мутко, аннулировал результаты некоторых спортсменов и лишил флага и гимна сборную России. Так на Олимпиадах в Пхенчхане и Токио россияне выступали без своего флага и гимна. А на Олимпиаде в Рио-2016 выступала лишь часть атлетов, которым пришлось соревноваться под нейтральным флагом.
Мельдониевый скандал
Препарат «Милдронад», активное вещество которого мельдоний, был одним из самых распространенных в российском спорте. Атлетам его давали для более быстрого восстановления от нагрузок. В сентябре 2015 года WADA объявило, что с 2016 года он переходит в категорию допинга. В конце 2015 года в журнале Drug Testing and Analysis за ноябрь—декабрь 2015 года говорилось, что мельдоний повышает выносливость и улучшает результаты спортсмена. Также он помогает лучше справляться со стрессом, положительно сказываясь на работе центральной нервной системы.
Немцы заявили, что влияние мельдония на организм сопоставимо с влиянием препарата триметазидина, входящего в запрещенный список WADA, который к тому моменту уже два года находился в списке запрещенных WADA из-за его свойств «модулятора сердечного метаболизма». Несмотря на все предупреждения со стороны WADA, российские атлеты стали одними из главными действующих лиц в мельдониевых скандалах. Одним из самых известных скандалов — дело Марии Шараповой. Теннисистка в марте 2016 года объявила о применении мельдония, который по ее словам, она использовала на протяжении 10 лет. Она уверяла, что препарат применялся исключительно в терапевтических целях. По итогу ее дисквалифицировали на 15 месяцев.
Терапевтические исключения
Это специальные разрешения, которые ВАДА выдает спортсмену на применение того или иного запрещенного вещества. Оно выдается атлету, в случае если:
— здоровье спортсмена сильно пострадает в отсутствие лекарства;
— лекарство применяется для восстановления здоровья атлета, а не получения дополнительных соревновательных преимуществ;
— спортсмен не может применить разрешенные альтернативные лекарства;
— спортсмену прописали бы лекарство, если бы он не должен был соревноваться.
Самым ярким и самым противоречивым фактом является то, что большинство норвежских лыжников является астматиками. Так в марте 2023 года врач сборной Уве Фареген заявил, что до 70% лыжников сборной на мировых первенствах принимают лекарства от астмы. По его словам такой же процент сохраняется в течение нескольких лет.
Раскрывать данные Фарегену пришлось после исследования университетской клиники Ульма в Германии. Университет проводил эти исследования после гранта ВАДА на $315 тыс. Согласно исследованию противоастматические препараты могут значительно влиять на спортивные результаты. Ученые протестировав 12 спортсменов, пришли к выводу, что данные лекарства могут повысить работоспособность и помочь спортсменам улучшить свои результаты на 2-3% при нагрузках, которые длятся от 60 до 90 минут.
Руководитель исследования Юрген Штайнакер после научной работы призвал ВАДА ужесточить ограничения на использование препаратов от астмы.
Астма у лыжников и биатлонистов проявляется во время интенсивных физических нагрузок на открытом пространстве. Это происходит, когда холодный воздух попадает в бронхи и вызывает спазмы. Астма у спортсменов не проявляется без нагрузок во вне соревновательный период. Но перед стартами необходимы специальные препараты, чтобы болезнь не вылезла прямо во время гонки.
Однако тем же астматикам необходимо поддерживать допустимую дозу вещества, которое содержится в лекарствах от астмы. Так в 2015 году на превышении допустимой дозы попался Мартин Йонсруд Сундбю. ВАДА дисквалифицировало его на два месяца и аннулировала несколько результатов.
Астматики были и в российской сборной. Терапевтическими исключениями пользовались золотой и бронзовый призеры сочинского марафона, лыжники Александр Легков и Илья Черноусов.
Кто из звезд сидит на таблетках
В 2016 году хакерская группа Fancy Bears взломала антидопинговую систему ADAMS и опубликовала на своем сайте списки спортсменов, имевших разрешение на применение запрещенных веществ. В этом списке оказались звезды первой величины, среди них теннисистка Серена Уильямс, американская гимнастка Симона Байлз, испанский теннисист Рафаэль Надаль. Одним из самых интересных данных приводились по Уильямс. По ним, ей разрешили использовать оксикодон, гидроморфон, преднизон, преднизолон и метилпреднизолон в 2010, 2014 и 2015 годах. Первые два лекарства — это мощные обезболивающие, содержащие опиоиды. Остальные — это глюкокортикостероиды, которые влияют на гормональный фон спортсменов.
В 2016 году глава WADA Крейг Риди, выступая перед комитетом палаты общин британского парламента по культуре, медиа и спорту заявил. что данные хакеров являются ложными. Однако через несколько лет Уильямс сделал заявление, в котором заявила, что у нее всегда были терапевтические исключения. «Я бы не смогла играть на «Ролан Гаррос», если бы не получила TUE, потому что в том году я была невероятно больна. Я всегда была удивительно честной спортсменкой и всегда гордилась этим. Не хочу, чтобы когда-то пришлось говорить своей дочери, что ее мама — обманщица. Если кто-то хочет победить меня, то пусть сделает это в честной борьбе», — призналась она.
Скандал с Nike
Nike Oregon Project — проект, который был создан в США для улучшения результатов американских легкоатлетов в начале этого века. Главой этого проекта был тренер Альберто Салазар. Его легкоатлеты постепенно начали показывать высокие результаты. Однако в 2019 году легкоатлетка Мэри Кейн рассказала о своей работе с Салазаром. Перед приходом к нему она была лучшей молодой легкоатлеткой США.
По ее словам, во время работы с Саласаром тот настойчиво хотел, чтобы она скинула вес и предлагал ей противозачаточные и диуретики для потери веса — запрещены в легкой атлетике. Также она подвергалась стрессу из-за постоянных криков Салазар на нее из-за веса. Кейн призналась, что на фоне происходящего у нее три года не было месячных.
Антидопинговое агентство США (USADA) после публикации Кейн в New York Times провело свое расследование по поводу сомнительных тренерских методик Салазара и доктора Джеффри Брауна из его команды. Оба были признаны виновными в применении запрещенного метода, фальсификации и/или попытке фальсификации в процессе допинг-контроля и распространении повышающих уровень тестостерона препаратов путем вовлечения в программу тестирования с нарушением правил. Их дисквалифицировлаи на четыре года. Вице-президент Nike Томас Кларк подал в отставку на фоне скандала.
Дело Фуэнтеса
Доктор Эуфемиано Фуэнтес был одним из самых авторитетных специалистов в мире спортивной медицины. Его услугами пользовалось множество спортсменов. Однако его основная деятельность была связана с топовыми велогонщиками. В 2004 году испанский велогонщик Хесус Мансано рассказал, что в своей прошлой команде Kelme принимал допинг. Ему в процессе подготовки к стартам давали эритропоэтин и гормон роста. При этом врачи умудрялись это так делать, что к допинг-процедурам спортсмен подходил чистым.
Однако резонанс сошел на нет, а допросы Фуэнтеса и еще нескольких врачей результатов не дали. Испанская полиция начала свое расследование и через два года были арестованы 5 человек, включая спортивного директора команды Liberty Seguros-Würth Маноло Сайса и Фуэнтеса. Операция получила название «Операция Пуэрто».
Рейды коснулись и ряда других лабораторий, где были обнаружены тысяча доз анаболических стероидов, 220 пакетов с кровью для переливания, а также аппараты для их синтезирования и его переливания. В ходе обысков были обнаружены списки с именами. Позже стало известно, что имена были зашифрованы, а под ними скрывались действующие спортсмены.
Затем стали проверять всех спортсменов, которые были связаны с Фуэнтесом в их числе звезды велоспорта — Иван Бассо и Франсиско Мансебо. Также перед стартом различных велогонок по непонятным причинам начали массово сниматься спортсмены. Во время Тур де Франс команда T-Mobile уволила Яна Ульриха, Оскара Севилью и спортивного директора Руди Певенажа. Более того, пять лучших гонщиков прошлого тура и вовсе не стартовали, а после гонки попался новый чемпион этапа Флойд Лэндис из Phonak.
Эти случаи привели к большому оттоку спонсоров из велогонок и отменам велоэтапов. Большинство велогонщиков в документации Фуэнтеса приговорили к году лишения свободы. Наказаны были и пятеро спортсменов, чью виновность удалось полностью доказать:
— Ян Ульрих (кодовое имя Ян, Йо, Сын Руди) — аннулированы результаты с 2005 по 2007 год;
— Иван Бассо (Бирильо) — два года дисквалификации;
— Алехандро Вальверде (Вальв, Пити) — два года дисквалификации;
— Йорг Якше (Белла, Йорге, Вайнс, Ванс) — за чистосердечное признание один год дисквалификации;
— Микеле Скарпони (Сапатеро, Президенте) — полтора года дисквалификации
В ходе слушаний Фуэнтес неоднократно заявлял о том, что сотрудничал не только с велогонщиками, но и с футболистами. Он неоднократно говорил, что «в Испании никто не тронет богов» в ходе этого дела, намекая на игроков из суперклубов Испании. По его словам, если он заговорит, испанская сборная по футболу будет лишена титула чемпионов мира-2010.
Французское издание Le Monde еще до победы испанцев на ЧМ-2010 утверждало, что имеет данные о сотрудничестве Фуэнтеса и ведущих испанских футбольных клубов, включая «Реал» и «Барселону». В итоге дело до публикации не дошло, но в 2009 году по иску «Барселоны» Le Monde была оштрафована на €15 тысяч.
Возможен ли спорт без фармакологии
Руководитель спортивной практики юридической группы «Клевер Консалт» Анна Анцелиович, которая ранее была начальником отдела, ответственного за проведение разбирательств по допинговым делам РУСАДА заявила «РБК Спорт», что сейчас спорт достиг такого уровня, что поддержание формы только естественными продуктами невозможно.
«Конечно, есть такие виды спорта, как шахматы — вряд ли там нужна какая-то фармакология. Но в силовых видах спорта такая высокая планка, что тут вступает в силу спортивное питание, которое помогает спортсмену восстановиться, набрать форму. Его большая часть разрешена. Другой вопрос, официальная позиция ВАДА и РУСАДА — что они не рекомендуют спортивное питание, потому что рынок спортпита не так регулируется, как производство лекарственных средств», — говорит Анцелович.
По ее словам, обеспечить чистоту препарата невозможно. «Очень много контрафакта, много недобросовестных производителей, которые для повышения эффективности своих препаратов туда добавляют что-то запрещенное. На деревенских яйцах и молоке сейчас вряд ли можно, например, хорошо пробежать. Хотя, безусловно, бывают уникумы, способные на это», — добавила она.